Дальнейшее существование цивилизации на животной, индивидуалистической основе не только противоречит интеграционному процессу, но губительно и для каждого человека, и для всей планеты. Это легко понять, если иметь в виду, что сейчас хозяйственная деятельность всех и каждого направлена на безмерное обогащение. При этом, конкурируя между собой, товаропроизводители и производители услуг вынуждены искать всё новые направления взаимодействия с потребителем. Однако натуральные потребности человека являются заведомо ограниченными. Поэтому для умножения числа различных товаров и услуг приходится всё больше преступать естественную ограниченность человеческой природы. Такое преступление возможно и совершается по следующим направлениям:
Кроме указанного надо иметь в виду, что конкуренция неизбежно делает производство интенсивным, а потому разорительным для природы и загрязняющим окружающую среду. Поэтому нынешняя организация человечества опасна не только для него, но и для всей планеты.
Какова альтернатива? — Она состоит в переориентации человеческого развития с гедонистического чувства удовлетворённости (при непомерно расширенном круге потребностей, удовлетворяемых товарами и услугами), на развитие способностей и свойств, выражающих другую сторону натуры человека — истинно человеческую. — Это те свойства, те способности, которые практически не нуждаются в отоваривании и, напротив, могут быть развиты лишь при условии умеренного развития потребительских. Сейчас эта сторона человеческой натуры по понятным причинам не только недоразвита, но угнетена. О том, что она представляет из себя по сути — см. далее.
Словосочетание переориентация человеческого развития скрывает за собой задачу чрезвычайной сложности, ибо нынешняя организация общества является весьма прочной и без глубоких потрясений его реорганизация невозможна. А она предполагает и полную перестройку общественного производства с упразднением принципа обогащения, и такую же полную перестройку культуры, как базы всего общественного строения, и перестройку самого общества, то есть отношений между отдельными людьми и их объединениями. Так что потребное гуманистическое преображение нашей цивилизации — это настоящая революция. Но это не революция, осуществляемая с помощью „штыков“, а революция Духа. Чтобы увидеть её возможность, надо принять в расчёт ряд следующих тезисов.