О необходимости воссоздания и строительства Гуманистической Партии России

Выступление на собрании гуманистически ориентированной интеллигенции

Псков, 14 декабря 2003


Здравствуйте!

Председательствующий уже лаконично представил меня, однако в вашем городе я известен мало, поэтому позволю себе отрекомендоваться. — На протяжении последних 6-7 лет заметной общественной деятельностью я не занимался, так что на сей день даже в Петербурге известен в основном как врач-психотерапевт, нарколог, автор ряда запатентованных лечебных методик. А ещё немногочисленные читатели знают меня по книгам, большая часть которых посвящена медико-психологическим вопросам организации здорового образа жизни. Другую, меньшую часть составляют публицистические, философские и социально-политические сочинения. В большинстве регионов России я известен только как автор популярного лечебного метода, который эффективен при лечении алкоголизма, табакокурения и других заболеваний, вызванных психологической зависимостью. Таково положение на сей день.

А вот лет 10-15 назад ситуация была иной. Тогда я активно занимался политикой, инициировав создание и направляя деятельность ряда общественных организаций. Одной из них была Гуманистическая Партия России, сокращённо — ГПР. Это одна из первых партийных альтернатив КПСС.

Учредительный съезд ГПР состоялся в июле 1990 года, а уже в декабре того же года на первом съезде была принята её программа. В зале есть экземпляры этой раритетной брошюры. Познакомившись с её содержанием, легко заметить, что практически всё изложенное в ней по-прежнему актуально. Создавая свою организацию, мы ясно сознавали, что она является партией весьма отдалённого будущего и в ближайшее время не сможет оказывать существенного влияния на социально-политический процесс. Однако не учредить её мы не могли, ибо в эпоху всеобщего упоения разрухой и обольщения капиталистическими порядками само указание на необходимость и принципиальную неизбежность гуманистической трансформации общества было фактически духовным императивом. В соответствии с ним мы действовали и на протяжении всех последующих лет.

Вскоре после учреждения ГПР вокруг неё сложилось чуть более широкое общественное объединение — Международная Коалиция "За Гуманизм!". Необходимость в ней была уже хотя бы по той причине, что после распада СССР члены инициальной организации ГПР оказались гражданами разных стран. В последующие годы конференции коалиции и съезды ГПР совпадали. Ни та, ни другая организация не стали сколь-либо массовыми, что вполне понятно. Поэтому добиться регистрации ГПР в качестве общероссийской партии не удалось, несмотря на то, что все необходимые формальности были нами соблюдены. Своё существование в качестве зарегистрированной межрегиональной организации Гуманистическая Партия прекратила в связи с выходом соответствующего закона. В общем, формально на сей день в России нет такой партии.

Однако фактически, в связи с долгой историей и с наличием во всех уголках страны людей, готовых продолжать своё дело, она, конечно, существует и, рано или поздно, обретёт соответствующий статус. Собрания, подобные сегодняшнему, мы устраиваем с надеждой ускорить легализацию ГПР. Сегодня нужда в такой общероссийской организации становится уже весьма острой. Тому есть ряд объективных причин.

Концептуальная сторона дела

Главной из них является прогрессирующее углубление системного кризиса цивилизации, быстрое нарастание кризисных явлений и у нас в стране, и за рубежом.

В России их действительная природа скрыта: здесь при поверхностном взгляде большинство проблем представляется наследием приснопамятной "перестройки", результатом незавершённости реформ. Однако при более пристальном рассмотрении многие из них оказываются симптомами, общими для всей цивилизации. Как таковые, они по мере продвижения реформ, конечно, не только не сглаживаются, но, наоборот, заостряются.

Возьмем, к примеру, такие опасные явления, как СПИД, эпидемии наркомании, алкоголизма; рост преступности; терроризм; непрекращающуюся гонку вооружений; загрязнение окружающей среды… Противодействовать нарастанию этих и подобных им опасностей можно, только видя их истинную природу. Скажу сразу: согласно нашему пониманию, она коренится в том, что нынешний тип хозяйственной деятельности человечества уже изжил себя. Необходима коренная реорганизация всего общественного строения на гуманистический лад. Проблема, однако, состоит в том, что такое революционное преобразование возможно лишь при наличии в общественном сознании соответствующего представления, а его на сей день нет и в помине. В большинстве случаев такого представления нет даже у членов многочисленных общественных организаций, в названии которых фигурирует слово ГУМАНИЗМ. Поэтому адекватное просвещение — насущнейшая из задач, решение которых по силам только общероссийской общественно-политической организации гуманистов. Такая же деятельность необходима и на международном поприще борьбы за гуманистическое будущее.

Далее я вернусь к обсуждению причин, побуждающих нас заниматься легализацией ГПР, но прежде должен хотя бы в нескольких словах разъяснить смысл, который мы вкладываем в словосочетание системный кризис цивилизации. Соответствующее понятие, с одной стороны, существенно отличает нашу позицию от пустопорожней позиции так называемого Гуманистического Интернационала, одержимого силоизмом; с другой — основательно сближает её с антиглобализмом.

Системный кризис цивилизации и Глобальный кризис

В программе ГПР, которая, как я уже указывал, не пересматривалась с 1990 года, термина системный кризис цивилизации нет. Там соответствующая проблематика представлена в разделе Глобальный Кризис. Позже в своих публикациях и выступлениях я стал разносить два этих понятия следующим образом.

Глобальный Кризис — это совокупность всех кризисных явлений на Земле и в ближнем космосе, которые вызваны хозяйственной деятельностью человечества, а представляют угрозу не только для него, но и для всей биосферы. К таким опасным антропогенным явлениям относятся, например, всё возрастающее загрязнение окружающей среды, парниковый эффект, озоновые дыры, риск возникновения внезапной термоядерной катастрофы, усиливающийся по мере распространения атомного оружия.

Большинство наших зарубежных коллег полагает, что и эти и подобные им проблемы — плод простой бесхозяйственности, что как таковые они могут быть минимизированы или вообще устранены, если хозяйствовать более рачительно. Согласно нашему пониманию, дело обстоит гораздо хуже, ибо в основе Глобального Кризиса лежит Кризис Цивилизации, без преодоления которого практически неизбежны новые и новые глобальные проблемы. О каком же кризисе идёт речь?

Наши исторические предшественники, марксисты, уже полтора века утверждают, что капиталистическая форма производственных отношений давно перестала соответствовать современному уровню развития производительных сил, стесняет их. В этом мы с ними вполне согласны, хотя не согласны в понимании следствий и делаем другие выводы. Да и понять всё можно гораздо проще, если принять за факт, что в основе современной цивилизации лежит принцип наживы, из-за которого общественное производство нацелено не на удовлетворение потребностей человека, а на продажу и на обогащение. И именно этот принцип входит во всё более острое противоречие с современным уровнем развития цивилизации.

В силу своей профессии и естественной ограниченности временем я представлю картину только с её медицинской стороны — в части гуманитарного кризиса… Конкурируя между собой, товаропроизводители и производители услуг всегда были вынуждены изыскивать новые направления взаимодействия с потребителем. Однако и число натуральных потребностей человека, и величина каждой из них ограничены. Поэтому по мере развития цивилизации и насыщения рынка товарами, предназначенными для удовлетворения этих натуральных потребностей, товаропроизводителям приходится всё больше преступать естественную ограниченность человеческой природы. К сожалению, такое преступление возможно, и оно совершается по целому ряду направлений.

Одно из них — производство товаров, оригинальные свойства которых, привлекающие покупателя, обеспечены различными видами денатурации. Потребление таких сильно денатурированных товаров, особенно продовольственных, чревато расстройством здоровья, ибо они грубо противоречат природным способностям человека, которые складывались на протяжении миллионов лет в природной среде. А чтобы убедиться, что большинство современных товаров именно таково, то есть сильно денатурировано, достаточно зайти в любой супермаркет и внимательно изучить этикетки товаров, на которых указан их состав...

Ещё одно, не менее порочное направление расширения рынка — производство товаров и услуг, рассчитанных на ненормальные, то есть заведомо болезненные потребности. Таковы, например, алкоголь, табак, наркотики, психоделическая музыка… Всё ширящееся потребление подобных товаров является причиной пандемии соответствующих заболеваний…

Особо опасным направлением конкуренции является болезнетворная потребительская деформация самого человека. Это направление зиждется на том факте, что потребности человека, в отличие от потребностей всех других живых существ, не являются врождёнными, что их можно формировать... Обнаружив данную возможность давным-давно, конкуренция здесь же выявила и то, что, сформировав потребность в каком-то конкретном товаре, его можно сделать не просто конкурентоспособным, но единственно покупаемым. В связи с таким положением сейчас все товаропроизводители направляют огромные средства на формирование потребительского спроса в своих интересах. Поскольку, как уже указывалось, рынок давно преступил границы человеческой нормы, большая часть этих средств идёт на формирование ненормальных потребностей… В силу же массивности и массовости данного явления фактически воспитание подрастающих поколений превратилось в формирование всё более ненормальных потребителей, то есть больных людей. И это едва ли не магистраль гуманитарного кризиса...

Ещё одна большая печаль: производство заведомо вредного и психологическое калечение людей предполагает угнетение у тех, кто этим занят, основных чувств человеколюбия, а потому чем дальше, тем более определённо преуспевающими в нашей цивилизации оказываются только бесчеловечные существа...

В общем, на наш взгляд, наличие глубокого, гибельно опасного гуманитарного кризиса налицо и нужны безотлагательные соответствующие меры. ГПР призвана побуждать ответственных людей и в нашей стране и за рубежом осмыслить гуманистическую альтернативу нынешнему миропорядку.

Политический императив

Теперь ещё несколько слов о политической стороне дела. Я имею в виду политические обстоятельства, делающие задачу легализации ГПР практически неотложной.

Первое из них — очевидная дегуманизация левых сил: если ещё лет 5-6 назад можно было надеяться, что какой-нибудь из "осколков" КПСС будет эволюционировать в сторону гуманизма, то сейчас оснований для такой надежды уже нет. Все эти "осколки" остаются на позициях материалистического атомизма и, следовательно, не имеют шансов разглядеть духовно-психологическую перспективу грядущего гуманистического преображения общества.

В случае прихода к власти одной из таких партий ничего кроме рецидива тоталитаризма ожидать не приходится, а вероятность этого в условиях системного кризиса цивилизации, разумеется, возрастает. О чём и свидетельствуют прошедшие недавно выборы в Думу, где подавляющее большинство мест получили именно разномастные "осколки" КПСС. Поэтому, несмотря на явную близость нашей концепции коммунистической, мы вынуждены оппонировать коммунистам.

Те же выборы в Думу со всей очевидностью обнаружили ещё одну опасность — усиление национал-социалистических настроений в обществе. ЛДПР, партия, эксплуатирующая эти настроения, заняла третье место в списке лидеров.

А мы со своим видением исторической перспективы уверены, что и коммунизм, и национал-социализм — принципиально реликтовые явления, что отдалённого будущего у них нет. Гуманистическая трансформация возможна только в свободном обществе и только с опорой на идею всечеловеческого родства. Наша партия призвана объединить политически активную часть населения, которой особо дороги идеалы человеческого достоинства и свободы…

В заключение отвечу на пару вопросов, которые должны были появиться по ходу моего повествования.

Почему партия называется гуманистической

Прежде всего возникает вопрос: почему партия называется гуманистической, если её идеология явно отличается от таковой и Гуманистического Интернационала, и большинства других гуманистических партий? Ответ прост: мы считаем свою идеологию истинно гуманистической, а привязываться к ложным политическим шаблонам не считаем себя обязанными.

Оснований для этого у нас более чем достаточно. Главное из них — историческое: на момент создания нашей партии ситуация в России была очень похожа на ту, которая имела место в средневековой Европе к началу Ренессанса, когда, собственно, и возник гуманизм. Как известно, это новое мировоззрение сложилось в результате переосмысления натуры человека, в связи с занятиями studia humanitatis, выражавшими пробудившийся интерес думающих людей к античной и греческой культуре. В центре их внимания оказался образ человека — вершителя собственной судьбы. Новое мировоззрение утверждало величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире. Оно ставило под сомнение принцип сословного разделения общества: требовало ценить человека по его личным достоинствам, а не по сословной принадлежности. Фактически ренессансный гуманизм явился ответом на засилье средневековой схоластики.

Наше мировоззрение сформировалось аналогичным образом. Группа, инициировавшая создание ГПР, сложилась в начале 80-х годов прошлого века. Общим для всех нас был острый интерес к природе человека и его возможностям. Свой интерес мы оформили сначала в виде Студии Психической Культуры (аналог studia humanitatis), а позже — Ленинградского Клуба Психической Культуры. В анналах той эпохи он фигурирует под аббревиатурой ЛКПК. Исследуя природу человека, нельзя было не заметить, что господствующая идеология и существующий общественный строй вопиюще противоречат ей, попирая основные человеческие достоинстваhumanitas. Поэтому, когда явилась возможность обнаружить свою политическую волю, мы противопоставили коммунистической схоластике и КПСС не что иное, как эту самую humanitas. А партия была названа, естественно, —ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ. Это ответ на первую половину вопроса.

В дополнение должен заметить ещё следующее: поскольку сейчас слово гуманизм очень часто используется для обозначения чуждой нам идеологии (я имею в виду секулярный гуманизм), мы, не желая ввязываться в дискуссию по всякому поводу, называем себя аутентистами, а своё гуманистическое мировоззрение — словом АУТЕНТИЗМ*).

Этот термин имеет уже давнюю историю, так как использовать его мы стали задолго до учреждения ГПР. Происхождение данного термина суть следующее: исследуя природу человека, мы пришли к убеждению, что гармоничное развитие предполагает соблюдение принципа соответствия самому себе — принципа аутентичности. Позже, занимаясь уже социально-политическими проблемами, выяснили, что этот принцип необходимо экстраполировать на любые человеческие сообщества. Так вот, мировоззрение, зиждущееся на принципе аутентичности, и есть аутентизм. Согласно ему гармоничное развитие цивилизации, например, предполагает соответствие её устройства уровню развития производительных сил (вполне по К. Марксу), а гармоничное развитие какой-либо страны — соответствие её самобытному характеру…

Что касается наших разногласий с ГУМИНТЕРНОМ, то они действительно принципиальны. При этом основным пунктом размежевания является отношение к духовной природе человека: мы утверждаем, что спиритуальность — едва ли не важнейшее качество человеческой натуры, тогда как оппоненты из ГУМИНТЕРНА отрицают его. Ничего себе гуманисты! — "Гуманисты", обкорнавшие человеческую природу...

К счастью, в своём миропонимании мы далеко не одиноки: во-первых, существуют гуманистические организации духовного толка; во-вторых, набирает силу движение антиглобалистов, многие участники которого достаточно ясно сознают, что бездуховного пути выхода из кризиса цивилизации не существует. Вообще же мы открыты на сотрудничество со всеми, кто готов к этому в деле воплощения идеала человеческой гармонии и построения подходящего общества, которое мы называем гуманистическим.

Гуманистическая трансформация

Ещё один неизбежный вопрос: каким нам видится путь гуманистического преображения общества?

Поскольку пространный ответ на него сейчас и здесь неуместен, укажу лишь на то, что согласно нашему пониманию гуманистическая трансформация предполагает единство цивилизации… В связи с этим мы выступаем за интеграцию человечества по всем направлениям, которые не угрожают гуманистической перспективе. А главную угрозу ей видим в преднамеренном разрушении национальных культур и в навязывании народам уродливой, болезнетворной поп-культуры американского образца.

Распространению этого зла необходимо противодействовать всеми допустимыми способами. А какие способы допустимы и в этом деле, и во всех других? Скажу в заключение: те, что признаются законными...


Ответы на вопросы участников собрания

— Поскольку гуманизм возник через оппозицию христианской схоластике, его надо считать атеистической идеологией?

— На наш взгляд, это совершенно не так: ренессансные гуманисты в большинстве своём были и оставались христианами. Как таковые, они видели в studia humanitatis, науках, направленных на человека, не столько противовес studia divinitatis — наукам о божественном, сколько дополнение. Их мировоззрение органически сочетало в себе основы христианского вероучения, античную мудрость и светские подходы в различных областях знания. Да, характерной чертой ренессансной культуры был антропоцентризм, но при этом ЧЕЛОВЕК ПОНИМАЛСЯ КАК СУЩЕСТВО ДУХОВНОЕ. Гуманизм атеистического толка развился из ренессансного гораздо позже — по мере ожесточения борьбы между светской наукой и церковью. Как таковой он является всего лишь радикальной версией, в которой, как говорится, "вместе с водой выплеснут и ребёнок". — Истинный гуманизм, повторяю — мировоззрение, в центре которого находится человек, обладающий всей полнотой своих качеств. При этом за важнейшее из них почитается дух. Именно благодаря своей духовной природе человек свободен и способен постигать мироздание до его первооснов. Этим он и отличается от всех других тварей.



*)Подробнее об этой идеологии смотрите "Аутентизм. Тезисы"

Выступления и статьи

  • Маленькая нравственная дискуссия об истине
  • О необходимости воссоздания и строительства Гуманистической Партии России. Псков, 14 декабря 2003 г.
  • О целительности поэзии. Фрагмент из радиопередачи "Психика и поэзия" (1998 г.)
  • Бездуховность, безнравственность, социальный и личностный маразм. Выступление на VII конференции Международной Коалиции "За Гуманизм!" 18.05.1997 г.
  • Аутентизм — идеология гуманистического преображения человека и цивилизации. Выступление на VII конференции Международной Коалиции "За Гуманизм!" 17.05.1997 г.
  • Гуманистическое общество. Гуманистическая трансформация: пути и средства. Тезисы доклада на IV конференции Международной Коалиции "За Гуманизм!"
  • Целеустремлённость истории и гуманизм. Тезисы доклада на I конференции Гуманистической партии России (ГПР) 22.06.1991 г.
  • Выступление на конференции "Духовное производство и перестройка" 31.05.1987 г.