Целеустремленность истории и ГУМАНИЗМ

Тезисы доклада на I конференции Гуманистической Парти России, 1991 г.

"Omnes homines qui sese student praestare ceteris animalikus" *)

Саллюстий

Приветствую уважаемое собрание и сразу заявляю: не стану утомлять какими-либо доказательствами, ибо бремя доказательства ("onus probandi") мне, как и многим, противно. Моя речь, если можно её так назвать, — это несколько тезисов, которые в сумме призваны показать наше видение истории и места в ней человеческой личности.

Вот первый тезис, полагаю, понятный всем: мир, как совокупная реальность, един, то есть в некотором отношении имеет место тождество всех вещей и явлений. Это совпадение всего со всем — особый уровень организации универсума, а сам универсум — целое, по причине, названной ранее.

Вот второй тезис: универсуму присуще самодвижение, в котором он, как целое, переходит от одного дискретного состояния к другому. А посему следующее состояние — цель. Грядущее состояние Мира — живой одухотворённый Мир или, иначе говоря, Logos древних. Нынешнее состояние универсума — Космос, до того — Хаос, а вот грядущее — Logos (Мировой Разум). "Futura sunt in manibus deorum" (лат.), так сказано, "будущее в руках богов".

Вот следующий тезис: жизнь — tempus edax rerum (всепожирающее время); жизнь — смерть космоса, именно она отрицает его, именно она — будущее мира. Из чего это следует? А следует из самой сути жизни, как она известна на сей день. А известно, как известно, следующее: в соответствии со вторым началом термодинамики Мир, будучи замкнутой системой (а это — первый тезис!), остывает, — растёт его энтропия; жизненное же начало (vitalitas) прямо противоположно в своём стремлении. Жизнь оседлала энтропийный процесс, Жизнь разрушает Космос и тем самым суть. Поэтому оно воистину так: Жизнь — Смерть Космоса... Когда живое ассимилирует, т.е. освоит всю совокупную реальность, Мир станет одуховторённым живым... Имя ему тогда — Logos... "Verbum sat sapienti" (для понимающего достаточно); впрочем сказанное можно представить и иначе — с точки зрения эволюционной теории. Согласно таковой жизнь, появившись на Земле невесть откуда и как, после совершила экспансию во все среды, приспосабливаясь к ним в ходе естественного отбора. Следовательно, теория эволюции тоже позволяет предполагать, что развитие Жизни summa summarum (в конце концов) полонит Мир, а точнее сам он перейдёт в иное дискретное состояние. Тейяр де Шарден в своём "Феномене"**) довольно красочно показал историю Жизни на Земле с подобных позиций. Здесь мы во многом согласны с ним.

Вот следующий тезис: чем шире живое существо приспособлено к окружающему миру, тем более мощными должны быть его интегративные системы, а попросту говоря, — мозг. Пока это так, и Человек, как самое мозговитое животное, действительно царствует на Земле. Но Будущее — Живой Одухотворённый Мир... Что может соединить его? Не то ли же, что делает его единым и днесь? — На наш взгляд, дело обстоит именно так, и то, в чём универсум тождествен самому себе в многообразии вещного мира ныне, то же — основа единства Мира грядущего. Следовательно все споры о материи и духе надуманны: в некотором отношении материя и дух суть одно. И каждый из нас, как часть совокупной реальности, универсума, — в том же отношении, посредством того же уровня его организации тождествен всему в нём. А значит и Живой Одухотворённый Мир, Logos, Грядущее — предвечно в каждом из нас как один из уровней организации и особая духовная сущность.

Вот тезис следующий: человек — homo sapiens — мыслящий человек; "cogito, ergo sum — я мыслю, следовательно, я существую", — заявляет человек. Ан здесь, nota bene (заметь хорошо): допреж того, как человек мыслит, — он говорит. Мышление не есть природное свойство человека: мышлению человек учится, осваивая человеческий язык, культуру... Само сознание человека — плод освоения культуры и языка. Но и язык, и культура — плод истории коллективов людей, поэтому всякий язык соединяет человека с другими людьми. В результате человеческая душа всегда зиждется на фундаментальном противоречии, суть которого в следующем: всяк человек с одной стороны, как природное существо, индивид, — отдельное, противопоставленное коллективу и общему; с другой стороны, своим сознанием, а оно — плод языка и культуры, всегда погружён в коллектив и общее, всегда принадлежит целостности большего порядка, как его часть. Сие-то фундаментальное противоречие человеческой души и есть движущая сила духовного восхождения: ощущение внутренней противоречивости заставляет человека озадачить себя вопросами о цели и смысле жизни, о своём месте в Мире, о Боге; заставляет искать ответы на них в культурном наследии человечества... Если действительно всё так, то когда-нибудь человек снимает это противоречие и тогда рождается личность. Снятие же данного противоречия осуществимо лишь через окультуривание души,через studia humanitatis, да не только души — всех планов личного бытия. Для нас гуманист — человек-личность или человек, стремящийся стать человеком.

Следующий тезис: снятие фундаментального противоречия души, восхождение к единому совокупной реальности не есть отрицание своего отдельного существования, но выделение собственной индивидуальности, всестороннее личное сознательное самоопределение в духе универсума. Иначе говоря, личность и гуманист рождаются там, где есть поиск индивидуального, личного Пути в Мире и возможно более полная самореализация. Почему так? — спросите Вы. — Отвечу: такова природа нашей человеческой души — сознание, будучи плодом коллектива и истории, погружает нас в общее и всеобщее, т.е. в Дух. Иными словами, без реализации индивидуальности нет духовного восхождения... Какой уж тут гуманизм?!

Следующий тезис: нынешняя историческая эпоха — глобальный кризис. — О нём хорошо сказано в Программе ГПР. Суть же в том, что потребительская цивилизация днесь вынуждена развращать потребителя вплоть до болезни, полного извращения собственно человеческой природы. Организация культуры такова, что формируется не личность, но потребитель, эгоист. А чтобы человек, не дай бог, не встал на путь духовного восхождения, его измала воспитуют без ума. Порнокультура производит людей не способных осознать себя.

К счастью, полностью одурманить человека, так чтобы он вообще не чувствовал противоречия своей человеческой души, нельзя. Поэтому поиском путей духовного восхождения уже в наши дни заняты многие. И можно быть уверенным, чем дальше, тем больше людей будет обращаться к духовной первооснове собственной душе, ибо чем глубже извращается природа человека, тем острее боль, тем скорее ищут лекарство от неё... Мы знаем, история целенаправленна и Глобальный Кризис завершится гуманистической трансформацией Человечества. Гуманистам же следует оказывать всестороннее содействие этому процессу. Наша vita activa (деятельная жизнь) сейчас нужна всем.

Ныне ad captandum vulgus (в угоду черни) идеал гуманиста, всесторонне развитой личности повсеместно устранён. Однако всем следует понимать, что Будущее всё же именно за личностью, ибо само Будущее — Живой Одухотворённый Мир, Logos. Время на нашей стороне!..

Да, Россия должна вписаться в Мировое Сообщество, ибо только Человечество в целом способно перейти в новое качество; но именно отсюда, из России всегда звучал голос разума. Пусть же зазвучит он вновь! Пусть каждый ad personam (лично) сочтёт своим долгом проповедовать гуманизм — идеологию Возрождения.

В заключение я предлагаю уважаемому собранию обдумать возможность учреждения гуманистической академии, как независимой высшей школы. Все мы должны хорошо сознавать, что только воспитание последователей с достойной организацией мозга способно ускорить грядущую реорганизацию общества на гуманистической основе.

Спасибо за внимание!



*) "Люди — все те, кто стремится превосходить прочих животных" — (лат.)
**) "Феномен человека"

Выступления и статьи

  • Маленькая нравственная дискуссия об истине
  • О необходимости воссоздания и строительства Гуманистической Партии России. Псков, 14 декабря 2003 г.
  • О целительности поэзии. Фрагмент из радиопередачи "Психика и поэзия" (1998 г.)
  • Бездуховность, безнравственность, социальный и личностный маразм. Выступление на VII конференции Международной Коалиции "За Гуманизм!" 18.05.1997 г.
  • Аутентизм — идеология гуманистического преображения человека и цивилизации. Выступление на VII конференции Международной Коалиции "За Гуманизм!" 17.05.1997 г.
  • Гуманистическое общество. Гуманистическая трансформация: пути и средства. Тезисы доклада на IV конференции Международной Коалиции "За Гуманизм!"
  • Целеустремлённость истории и гуманизм. Тезисы доклада на I конференции Гуманистической партии России (ГПР) 22.06.1991 г.
  • Выступление на конференции "Духовное производство и перестройка" 31.05.1987 г.