Социальный апоптоз

С.П. Семёнов

Сейчас термин "апоптоз" всё чаще используется для обозначения активной формы гибели клеток, являющейся результатом реализации их генетической программы. Апоптоз это самоубийство клеток, которые по тем или иным причинам перестали быть нужными организму. Наиболее массовая гибель клеток наблюдается в связи с морфогенетическими процессами – при переходах организма от одной стадии развития к другой. Однако ширящиеся исследования в этой области убедительно показывают, что такая гибель – нормальный (обязательный) процесс не только развития и существования многоклеточного организма. Моя короткая заметка призвана привлечь внимание людей, интересующихся данной проблемой к двум феноменам, сопрягающим понятие о запрограммированной гибели клеток с понятием о социальном устройстве.

Первый из этих феноменов можно назвать социогенным апоптозом. Он заключается в том, что нормальное осуществление апоптоза, может быть нарушено различными факторами внешней среды, в частности социальной, что чревато развитием гибельных заболеваний. В наиболее общем виде это выглядит следующим образом: естественное обострение конкуренции превращает её в битву «не на жизнь, а на смерть»... при этом в психологической структуре человека заостряется праобраз Врага... как следствие, развивается дистресс, который является одним из факторов, искажающих нормальное осуществление апоптоза... Здесь надо принять к сведению, что и неуместная индукция (усиление) апоптоза, и его угнетение (ослабление) в равной мере опасны. При усилении имеют место аплазии и дегенеративные процессы, а также некоторые уродства с дефектами тканей, а при ослаблении – аутоиммунные процессы и опухоли.

Есть, например, достаточно серьёзные основания считать, что с патологическим усилением апоптоза связаны такие опасные заболевания как апластическая анемия, боковой амиотрофический склероз, болезнь Альцгеймера, СПИД...

Поскольку одним из проявлений системного кризиса товарно-денежной цивилизации является постоянное загрязнение окружающей среды апоптогенными факторами (ионизирующая и высокочастотная радиация, технологические канцерогены, многочисленные и порой совершенно ненужные лекарства, потенциально мутагенные пищевые добавки и т.п.) распространённость болезней, связанных с усилением апоптоза будет постоянно расти...

Как уже было выше указано к патологическим процессам, вероятно связанным с ослаблением апоптоза, относятся многочисленные аутоиммунные заболевания, такие как красная волчанка, ревматоидный полиартрит, псориаз, а также злокачественные новообразования...

Резюмирую эту часть своей заметки следующим общим положением: да, запрограммированная гибель клеток в многоклеточном организме – явление нормальное и необходимое, но в обстоятельствах усиления апоптогенного влияния внешней среды это явление становится гибельным для самого организма. Цивилизация должна быть реорганизована!

Следующая часть заметки посвящена феномену, который в принципе можно называть социальным апоптозом. На первый взгляд он никак не связан с запрограммированной гибелью клеток, но на уровне общественного организма аналогичен апоптозу. В 1997 году В.П. Скулачёв предложил для обозначения генетически запрограммированной смерти многоклеточных организмов термин феноптоз, который формально можно было бы использовать и применительно к человеку. Однако, согласно моему пониманию (Профилактика старения, 1993) для нашего вида смерть не является генетически предопределённым событием. Так что, называя самоубийственное поведение людей, вызванное невозможностью нормально функционировать в структуре нынешнего общества, социальным апоптозом, следует обязательно отметить, что соответствующая программа детерминирована не генетически, а психологически. К категории социального апоптоза могут быть отнесены заболевания наркологического профиля, самоубийства и многочисленные виды неосознаваемого аутоагрессивного поведения, религиозные или иные запреты на продолжение рода... Разностороннее исследование всех этих явлений невольно наводит на мысль, что фактически они выражают процесс избавления существующего общественного строения от «никчёмных» людей. При этом главный «апоптогенный» фактор в сущности тот же, который был указан и для социогенного апоптоза – праобраз Врага. Здесь надо обязательно обратить внимание на то, что люди, демонстрирующие самоубийственное поведение, являются «никчёмными» не сами по себе, но только для ныне существующего общества, в котором человек низведён до средства циркуляции денег. Поскольку социальный апоптоз становится всё более массовым, есть все основания рассматривать его как свидетельство крайней необходимости гуманистической трансформации общества.

январь 2007